Фильм рассказывает о педагогах-новаторах, о нестандартных методах преподавания, о разнице между старыми и новыми системами обучения детей всех возрастов и о том, как та или иная система влияет на развитие ребенка.
Пустой школьный коридор.
Уборщица моет пол.
По дорожке к школе идут дети.
Ученики заходят в школу.
Учитель звонит в колокольчик.
Камера проходит по кабинетам (съемка сквозь окна в коридоре), в классах идут занятия.
Мужчина играет на металлофоне.
Урок литературы, преподаватель Э.Д.Шитова читает стихотворение А.С.Пушкина "Пророк".
Э.Д.Шитова рассказывает ученикам о творческом мышлении А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.
Ученики за партами.
Преподаватель геометрии Садчиков в пустом классе.
Садчиков объясняет новую тему на уроке.
Учебные материалы на стенах класса.
Учитель готовится к уроку.
Ключевые слова
Экспериментальная педагогика.
Места съемки: Москва [820]
Фрагмент урока геометрии в классе Садчикова.
Чередование фрагментов занятий в разных классах, учителя объясняют материал, ученики отвечают на вопросы.
Урок русского языка во втором классе.
По окончании работы над практическим заданием учитель контролирует осанку учеников за партами.
Ученики 6-го класса отвлекаются на занятиях, пишут и передают друг другу записки.
Различные модели учебных пособий.
Урок в лингафонном кабинете.
Занятия в автоматизированном классе.
Ключевые слова
Экспериментальная педагогика.
Места съемки: Москва [820]
Лица учеников.
В.Ф.Шаталов на уроке геометрии.
Школьники самостоятельно выполняют письменную работу.
Учитель идет по проходу и вызывает учеников к доске.
Ученики пишут конспект на доске, класс продолжает самостоятельную работу.
Дети сдают учителю тетради для проверки.
В.Ф.Шаталов объясняет новую тему.
Чередование: фрагменты занятий В.Ф.Шаталова по физкультуре и геометрии.
В.Ф.Шаталов проверяет задания и объясняет ученикам ошибки.
Ключевые слова
Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.
Персоны:
Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова).
Места съемки: Украина [229]
Класс В.Ф.Шаталова, ученики самостоятельно работают за партами и у доски.
Дети сдают тетради.
Учитель пересчитывает тетради, встает на стул, снимает тетради с верхней полки и усаживается за стол.
В.Ф.Шаталов проверяет работы школьников после уроков.
НИИ суггестологии Министерства народного просвещения Болгарии, экспериментальные классы доктора Г.К.Лозанова.
Учитель проводит урок русского языка в игровой форме.
Дети играют, поют, разыгрывают сцены из русских сказок.
Чередование фрагментов занятий в разных классах, на уроках присутствует Г.К.Лозанов.
Московская область, город Реутов.
Школьники на лесной прогулке с преподавателем И.П.Волковым.
Фрагмент урока труда в младших классах, занятия ведет И.П.Волков.
Ключевые слова
Суггестология.
Суггестопедия.
Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.
Персоны:
Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова). Лозанов Г.К. -- болгарский педагог и психолог, доктор медицинских наук, автор методики ускоренного обучения иностранным языкам.
Места съемки: Украина [229] Болгария [34] Московская область [788]
И.П.Волков разговаривает с пионерами.
Ученики работают с творческими книжками.
Фрагмент урока черчения, занятия ведет И.П.Волков.
И.П.Волков готовит учениц 4-го класса к самостоятельному проведению урока.
Четвероклассница ведет урок у 2-го класса.
Студентка ведет урок физики.
Студентка ведет урок литературы.
Ученики средних классов помогают младшим школьникам на уроке рисования.
Лесное озеро.
Пень в воде.
И.П.Волков с учениками на прогулке.
Пни спиленных деревьев на краю водоема.
Рябь на воде.
Ключевые слова
Экспериментальная педагогика.
Места съемки: Московская область [788]
Документальная хроника разных лет:
Кировоградская область, Онуфриевский район, поселок Павлыш.
Люди идут к могиле В.А.Сухомлинского на церемонию открытия памятника.
Лица взрослых и детей.
С памятника снимают покрывало.
Люди несут к памятнику корзины с цветами.
Памятник вблизи.
Кроны деревьев.
Школа имени В.А.Сухомлинского.
Дети проходят мимо ограды.
Во дворе за столом сидят ученики.
Школьники заходят в калитку.
Группа людей идет по проселочной дороге.
Квартира В.А.Сухомлинского.
Подростки едут на тракторе.
Девочка белит ствол дерева.
Мальчик поливает цветы в оранжерее.
Школьницы работают в огороде.
Вид на дорогу сверху, сквозь ветви деревьев.
В.А.Сухомлинский с детьми в саду.
Фотографии.
Мультработа: схема опыта Р.Розенталя.
Ученики играют в школьном дворе.
Портреты выдающихся преподавателей.
Мужчина играет на металлофоне.
Старшеклассники танцуют в хороводе на поляне.
Лица молодых людей и девушек.
Ключевые слова
Эффект Пигмалиона.
Экспериментальная педагогика.
Персоны:
Сухомлинский В.А. -- педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического Труда.
Календарь: 1960е - 1970е
Места съемки: Украина [229]